ГЕЗЕЛЛ
(Gesell)
Арнольд Люциус (1880 – 1961) - американский психолог, специалист в области
психологии развития, детской и семейной психологии. Образование получил в
Висконсинском ун-те (бакалавр, 1903), ун-те Кларка (д-р философии, 1906) и
Йельском ун-те (д-р медицины, 1915). Профессиональную деятельность начал в
качестве преподавателя. С 1911 по 1948 г. Г. - директор Йельской клиники
развития детей, в которой изучалось психическое развитие детей. Почетный д-р
наук ун-та Кларка (1930), где сотрудничал с Г.Ст. Холлом и Л. Терменом (L. Terman). Чл. Национальной академии
наук, вице-президент Международной ассоциации защиты детей (1919-1921) и др.
общественных организаций. Лауреат премии Каппа Дельта Фи (1958). Научная
деятельность Г. была связана с нормативным изучением процессов развития детей.
Он разделял точку зрения Г. Ст. Холла о том, что любые изменения в процессе
развития можно понять только с позиций эволюционного подхода, который
превалирует над любыми влияниями окружающей среды и культуры. С этих позиций Г.
впоследствии выстраивал все свои исследовательские программы, которые были
образцом «нормальной науки», настолько методически точно выполнял и ясно
формулировал он научные задачи. Работая совместно с Л. Терменом в
Лос-Анжелеском педагогическом ин-те, Г. применял генетический и
психометрический подходы к проблеме умственной отсталости и изменений в
процессе развития в целом. Однако его исследовательские интересы выходили за
рамки применения уже имеющихся средств тестирования. Он хотел провести гораздо
более тщательное, нормативное исследование раннего развития детей. Для этого
вернулся в Висконсинский ун-т, а затем перешел в Йельский ун-т, где получил
специальное медицинское образование (1915), сочетая учебу с преподавательской
деятельностью. В эти годы (1911) при Йельском ун-те впервые была создана
Йельская клиника развития детей, где Г. и развернул свои исследования,
параллельно продолжая заниматься своей основной работой в качестве школьного
психолога в составе Государственной комиссии штата Коннектикут по вопросам
образования. В Йеле Г. и его коллеги начали тщательное исследование раннего
развития детей. Они использовали в этом проекте фотографирование, а с 1924 г. –
киносъемку. Придумывали уникальные приспособления: многие снимки были получены
с помощью специально спроектированного фотографического купола. Для наблюдений
за детьми применяли "зеркало Гезелла" (полупроницаемое зеркальное
стекло, отделявшее часть помещения, из которого велось наблюдение за поведением
детей). Использовались и естественные условия наблюдения, например в фильме,
посвященном типичному дню младенца. Полученная нормативная и натуралистическая
информация была представлена в «Атласе поведения грудного ребенка» (1934).
Исследования Г. в Йеле касались периода от детства до юности (от рождения до
года, от года до трех лет и от трех лет до восемнадцати). Его публикации,
разработанные тесты и методы (лонгитюдный метод; метод «близнецового контроля»)
заинтересовали многих педиатров, воспитателей и психологов. Г. доказывал, что изменения
поведения развиваются по жестко заданным схемам. В качестве прямого
доказательства выступал «близнецовый метод», при котором сравнивали обученного
и необученного близнецов. Г. открыл, что необученный близнец очень быстро
догонял обученного. Однако, несмотря на эти результаты, Г. не ставил своей
главной целью экспериментирование. Он намеревался в общем описать и
проанализировать ситуации естественного становления, построив систему тестов
таким образом, чтобы наиболее отчетливо выявить существенные моменты
становления. На основе эих тестовых исследований были выработаны нормы для
детей от 4 недель до 6 лет по показателям моторики, речи, адаптивного
поведения, личностно-социального поведения и т.п. Твердо придерживаясь идеи о
главенстве внутренних эволюционных процессов, Г. последовательно разрабатывал
собственное направление, на которое никакого влияния не оказывали ни
появившиеся теории научения, учитывающие влияние среды, ни психоаналитические
теории развития, ни последующие теории социальных и культурных условий детства
и младенчества. В результате его подход сейчас может быть применен только для
ограниченного круга исследований, границы которым четко очертил сам Г. Тем не
менее, модификация тестов Г. (как и тестов Бине) используется в современной диагностике
психического развития детей. Основные
труды Г.: “The First Five Years of Life” (в соавт.), Harper, 1940; “Development Diagnosis” (with C.
Amatruda), Hoeber, 1941; “Infant and Child in the Culture of Today” (with F.
Ilg), Harper, 1943; “The Embryology of Behavior” (with C. Amatruda), Harper,
1945; “The Child from Five to Ten” (with F. Ilg), N.Y., 1946; “The Jars from
Ten to Sexteen” (with F. Ilg), N.Y., 1956.
Л.А. Карпенко